Головка блока цилиндров или ГБЦ является высоконагруженной деталью. Поэтому ремонт головки является важным этапом в ремонте двигателя. Она наравне с поршнем воспринимает высокое давление и высокую температуру в камере сгорания. Выпускные клапана и седла пропускают весь объём горячих выхлопных газов. Поэтому замена седел и клапанов часто обязательная процедура при ремонте двигателя.Наш станок позволяет обработать ГБЦ любой длины.

Головка ММЗ Д 245 установлена на станке для прирезки седел
Основные этапы работ по ремонту ГБЦ следующие:
1 Мойка
![]() Головка после мойки |
![]() Головка после мойки |
![]() Головка перед мойкой |
![]() ГБЦ в процессе мойки |
2 Опрессовка. Этому процессу посвящена другая страница. С ней Вы можете ознакомиться здесь.

На опрессовке ГБЦ ЯМЗ 238

На опрессовке головка Opel
3 Разборка и дефектовка. Клапана рассухариваются, осматриваются, замеряются. Осматриваются сёдла. Замеряются внутренние диаметры направляющих втулок. Определяется неплоскостность поверхности прилегания головки к блоку цилиндров.

Разборка головки

Замена седла

Разборка головки
4 Замена седла. Седло извлекается разными способами: вырезая на станке, приваривая к седлу клапан, нарезая резьбу в седле, цанговыми съёмниками. Устанавливаем седло предварительно охладив его в жидком азоте. Натяг зависит от материала головки и модели двигателя.

Заварена трещина обработано место под седло

Установлены новые седла

Процесс замены седла клапана
5 Замена направляющей втулки клапана. Еще одной частой неисправностью является износ направляющей втулки клапана. Увеличивается зазор в сопряжении втулки и клапана. Для облегчения установки направляющей втулки используем жидкий азот и предварительный подогрев головки.

Замена направляющих втулок клапанов

Установлены новые направляющие в ГБЦ
6 Резка седла. После замены седла или направляющей требуется обеспечить их соосность. Эта процедура выполняется на специальном станке для правки сёдел. На фото ниже изображен один из вариантов прирезки седла.

Фаска седла после обработки на станке
При необходимости завариваем трещины и места съеденные коррозией с помощью сварки в среде аргона. В работе используем аппарат фирмы Grovers.

Сварка головки

Подготовка головки к сварке
7 Фрезеровка головки производится на фрезерном станке для получения гладкой и плоской поверхности прилегания к блоку цилиндров. От этого зависит герметичность камеры сгорания. Подробно об этом рассказано здесь.
8 Шлифовка клапанов производится для восстановления фаски клапана. Шлифуется до устранения биения и всех неровностей. Работы производятся на специальном станке. На фото ниже пример шлифовки клапана.

Неисправные клапана

До и после шлифовки
На фото ниже пример выполненной работы по головке ЗМЗ 406. Были заменены выпускные направляющие, выпускные клапана, прирезаны сёдла, заменены сальники клапанов, заварено место коррозии, отфрезерована плоскость.

Головка готова